Более будуарного и интригующего предмета в обстановке, чем ширма трудно себе представить. Это всегда тайна, легкий намек на жизнь, скрытую от глаз случайного свидетеля. Хотя характер у ширмы, скорее, французский, легкий и шаловливый, а название восходит к немецкому «Schirm», что означает «щит, заслон, защита», родилась она в Китае на стыке мебельного искусства и живописи.
Самые древние, известные еще во II веке до н. э., ширмы делались из стекла и слюды и украшались яшмой и металлом. Для изготовления ширм использовались также кожа, бумага, перламутр и ткани; некоторые создавались исключительно из дерева. На створках рисовались пейзажи, изображались сценки из повседневной жизни, а также записывались афоризмы и «золотые мысли» мудрецов. Некоторые китайские ширмы составлялись из сорока и более створок и представляли собой настоящие панорамы. Ширмы в Поднебесной были широко распространены. У китайских поэтов часто встречается этот образ: «Шепот за шелковой ширмой – тихо крадется зима».
В русский язык слово «ширма» пришло из немецкого («шит», «заставка», «заслон»). На родине ширм, в Китае, их называют «фуи» или «пэнфен» – «подвижная стена». Первые ширмы появились в Китае в VII веке. Там использовались ширмы самых разных размеров: от больших, размещаемых в залах, до миниатюрных настольных. Они могли состоять из бесчисленного количества створок, но наибольшее распространение получили шестии восьмистворчатые. Каждая створка китайской ширмы представляла собой деревянную или бамбуковую раму, затянутую с обеих сторон расписным или вышитым шелком, а позднее — бумагой или парчой.
Расписывали их тушью, украшая пейзажными мотивами, каллиграфией, стихотворными надписями. При создании ширм использовали и наиболее изысканную лаковую технику. В этом случае каждая створка представляла собой лаковое панно, инкрустированное перламутром, цветными камнями или ракушками. Лаковая техника — «насилжи» («кожа груши») — крайне трудоемкий процесс. Заключается он в помещении кусочков золотой фольги в массив лака, при этом может потребоваться до 30 лаковых слоев.
В Японию ширмы попадают уже в VIII веке и в силу особенностей японской культуры надолго остаются там одним из главных украшений дома и основным предметом живописи. В Японии мир вещей, окружавших повседневную жизнь людей даже высокого социального ранга, во все времена был сравнительно невелик. Появление и исчезновение предметов обстановки в японском доме (всегда по мере надобности убираемых в специальные шкафы) было своеобразным овеществлением идеи временности, бренности бытия, связанной с буддизмом и стойко сохранявшейся в сознании народа. И ширма органично вписалась в этот уклад, став для японцев даже в какой-то мере образом мироустройства, его постоянства и движения.
Вместе с модой на все китайское в XVII веке ширмы попадают в Европу — черные, лаковые, очень дорогие. В то время европейские дворы в основном украшали роскошные гобелены и каминные экраны, сыгравшие большую роль в формировании традииионного европейского интерьера. Но ширмы сумели «прижиться» в чужой для себя обстановке.
Китайские ширмы в то время делались из так называемой стеновой бумаги, которая была диковинкой в Европе XVIII века. Именно тогда возникли и всевозможные стилизации китайскихширм, пользующиеся популярностью по сей день.
А в XIX веке им на смену в интерьеры стиля арт нуво пришли японские ширмы, выполненные в той же лаковой или живописной технике, хотя и с другим, более напряженным, рисунком. Россия, лишь незначительно отстававшая в ту пору от Европы, быстро освоила этот новый интересный предмет мебели.
Почти в каждом доме Петербурга середины XIX века обязательно были ширмы, которые изготовлялись из дерева и украшались искусной резьбой. Этот предмет настолько гармонично вписывался в общую обстановку, что странствующий французский писатель и критик Теофиль Готье назвал ширму типично русской мебелью. Известно, что этот изысканный аксессуар пришелся по нраву и Екатерине II.
У любившей роскошь императрицы ширмы отличались особым шиком — изящные деревянные рамы обтягивались китайским шелком с замысловатым рисунком.
Рисунки старинных ширм имеют глубокое символическое значение. Человек мог выбрать ширму с тем или иным мотивом, сделав ее частью бытовой среды, которая выражала как его индивидуальность, так и социальное положение. Изображение на китайской или японской ширме не указывает на пространство, а действительно им является. Именно поэтому такая ширма легко изменяет визуальное восприятие комнаты, расширяя ее практически до бесконечности. Росписи восточных ширм всегда размешались с учетом уровня глаз сидящих на полу людей — так ширма лучше всего воспринимается. В отличие от изображений на свитках, гобеленах, пологах и шторах, рисунки на ширмах имеют горизонтальную направленность и переходят со створки на створку. Сюжет росписи следует считывать справа налево.
История ширмы
06.10.2013 Более будуарного и интригующего предмета в обстановке, чем ширма трудно себе представить. Это всегда тайна, легкий намек на жизнь, скрытую от глаз случайного свидетеля. Хотя характер у...
Ярлыки: История ширмы
Комментариев нет
Компрессор автомобильный Беркут R-15
07.06.2013 Модель BERKUT R15 является самым популярным компрессором в линейке за счет небольших габаритных размеров, мощного электро-двигателя и подключения через гнездо прикуривателя автомобиля....
Комментариев нет
Бисерная мельница
20.08.2013 Бисерная мельница – оборудование для диспергирования ( измельчения ) пигментов и наполнителей при производстве наполненных лакокрасочных материалов: грунтовки, краски и эмали. В качестве...
Ярлыки: Бисерная мельница
Комментариев нет