Выбрать
экипировку для занятий мотокроссом, где нужно преодолевать сложные препятствия по естественным и искусственным трассам, достаточно непросто, это требует специфического подхода и множества знаний. Как и обычную
мотоэкипировку, её можно приобрести в обычном спортивном магазине, а можно предварительно изучить все характеристики понравившегося товара и заказать в интернет-магазине, тем более, что по цене это выйдет даже удачнее.
Основное назначение
кроссовой мотоэкипировки - это защитить голову и тело при ударах и падениях. При этом экипировка должна обеспечить достаточную свободу движений, поскольку сама техника вождения кроссового мотоцикла требует подвижности, в частности, ноги используются для вхождения в повороты.
В чём вообще заключается разница между экипировкой асфальтовой и внедорожной? Важный критерий - то, от чего именно надо защищаться при падениях. При езде по асфальту скорость, как правило, заметно выше, а поверхность при этом относительно ровная. При падении гонщика ожидает скользящий удар при столкновении с асфальтом, падение же происходит с небольшой высоты - вертикальная скорость меньше горизонтальной или сравнима с ней. А вот скольжение длится долго, начавшись с приличной скорости. На кроссовой трассе гонщика подстерегает земля (пусть она и твёрдая, но всё-таки это не асфальт). Повреждение кожных покровов при скольжении во время падения отходит на второй план, так как продольная скорость, развиваемая кроссовыми мотоциклами, относительно невысока, а коэффициент сцепления колес с грунтом относительно низок. Соответственно, ответ напрашивается сам - выбирая экипировку для мотокросса, помним, что защищаться придётся от падений с большой высоты на разные препятствия.
Мотокросс - это, безусловно, в первую очередь, эффектный спорт. Однако красоту ему придают не только зрелищные прыжки, но и стильный внешний вид гонщиков и их мотоциклов. Для того чтобы герои мотокросса выглядели привлекательно, на Западе работает огромная развитая индустрия.
Итак, подробно обсудим особенности каждого элемента экипировки, необходимой для езды на кроссовом мотоцикле.
Кроссовый шлем, в отличие от спортивных интегралов, снабжен удлиненной подбородочной дугой, которая при ударе гасит часть энергии за счёт деформации и не даёт лицу достать до препятствия, ближайшего по ходу движения. Конструкция кроссового шлема должна защитить голову именно от пары сильных ударов. Система вентиляции на таких мотошлемах обычно однопоточная. Спортсмену во время езды на кроссовом мотоцикле нужно много кислорода за счёт подвижности спорта. Поэтому в передней части мотошлем снабжен крупным воздухозаборником с фильтром, этот фильтр обеспечивает нужное количество воздуха. Кроме того, у кроссового шлема большой козырёк для защиты при езде по бездорожью от летящего мусора, грязи и веток при езде по бездорожью. Монолитная конструкция оболочки шлема обеспечивает высокую степень защиты, как у мотошлемов-интегралов. А вот защитное стекло на них не предусмотрено, так как на кроссовый мотошлем надевают специальные очки, плотно прилегающие к шлему. Хорошо зарекомендовали себя очки с антифогом. Стекло должно быть двойное и обязательно хорошо вентилируемое. Однако вентиляционные отверстия должны быть хорошо закрыты поролоновыми вставками, так как под очки будет залетать неимоверное количество грязи из-под колёс. Очки надо всегда выбирать, примеряя на уже купленный шлем, поскольку форма очков у всех производителей разная.
Защита шеи бывает жёсткая и мягкая. Жесткая необходима для снижения риска перелома шеи. Такая защита ограничивает подвижность головы, чем вызывает некоторые неудобства, но она необходима. Мягкая защита шеи - существует как вариант, даёт больший простор движениям, но увеличивает риск травм. Имеет смысл в тех случаях, когда возрастают скорости и падения становятся более ощутимыми, либо же если нарабатывается прыжковая техника. А при первых тренировках этим элементом можно смело пожертвовать.
Универсальная защита - здесь роль играют скорее субъективные предпочтения, чем некая объективная оценка лучше/хуже. К плюсам можно отнести то, что она сразу работает как компрессионный пояс с защитой спины, имеет всю встроенную защиту (локти, грудь, спина, плечи), плотнее сидит на теле и соответственно, меньше шансов, что какая-то деталь провернётся. Недостатки заключаются в меньшей, по сравнению с классической кроссовой, защите ключицы и плеча. То есть, ездить в ней в целом удобнее и практичнее, но классическая кроссовая защита даёт чуть большую свободу в движении. Защита груди - если используем классическую кроссовую защиту, то при выборе нужно смотреть, чтобы она имела достаточно широкую грудную пластину (хорошо закрывала область сердца). Ну и естественно, подходила по размеру - не должна давить или свободно болтаться. Регулировки на экипе должны работать, а не просто быть элементом декора. Как сделать выбор между «панцирем» или «черепахой»? «Панцирь» обеспечивает лучшую защиту ребер, живота, органов грудной клетки, однако хуже защищает пояснично-крестцовый отдел. При его использовании необходимо купить отдельные налокотники. «Черепаха» же отлично защищает плечевые и локтевые суставы, позвоночник, а вот ребра и грудную клетку - значительно хуже.
Налокотники - при их выборе нужно обращать внимание, чтобы они сидели на локтях плотно, не проворачивались и не сползали, а лучше, чтобы они крепились по аналогии с наколенниками с двух сторон - выше и ниже сустава. Иногда они одеваются на руку.
Наколенники существенно снижают тяжесть повреждения колена. Двухшарнирные наколенники заметно компактнее, чем безшарнирные и одношарнирные. Они копируют биомеханику коленного сустава, осуществляя тем самым максимальную защиту. Да, эти наколенники дороже других, но их покупка куда дешевле, чем потом необходимость делать протез коленного сустава. Главное, обратить внимание, чтобы они были с хорошей внутренней защитой, крепились не только на голени, а ещё и на бедре, иначе совершенно не будут работать по прямому назначению, а станут проворачиваться и съезжать по ноге, то есть совершенно не работать по прямому назначению.
Перчатки для кросса - тоже важная часть мотоэкипировки. Выбираем их, ориентируясь на то, в какой сезон собираемся ездить. Если летом, то достаточно наличия резиновые вставок, которые будут гасить небольшие удары. В кроссе достаточно мягкий грунт и поэтому трение - редко. Важно, чтобы на внутренней части мотоперчаток защита была не скользкая, чтобы в мокрую погоду, когда руки и ручки руля будут в грязи, можно было держаться за руль и руки не скользили в стороны! Для тех, кто собирается ездить зимой либо в холодную погоду - хорошее решение неопреновые перчатки, они не пропускают влагу и ветер.
Термоноски в мотокроссе нужны высокие, они доходят практически до колен.
Компрессионный пояс с поддержкой спины - в том случае, когда одевается защита с поясом, этим элементом можно смело жертвовать - вообще он нужен исключительно для того, чтобы не раструсило во время активной езды. На что стоит обратить внимание при покупке кроссовых штанов - они должны быть свободными и иметь плотные вставки в районе колен (лучше кожаные) - это связано с тем, что в момент падения горячий глушитель легко прожигает штаны. Кроссовая куртка предназначена исключительно для зимы. Такие мотокуртки достаточно дороги, но очень хорошо работают, защищая от влаги и не давая замерзнуть. В них хорошо продуманы карманы, защита, утеплители и вставки. В качестве альтернативы этому виду мотоодежды подойдет обычная лыжная куртка. По защите от влаги и грязи они схожи, поэтому критерий выбора - чтобы длина куртки была максимально короткая, лучше остановиться на тех, которые заканчиваются на поясе или немного ниже.
Внедорожные (кроссовые) мотоботы предназначены для использования в условиях дорог без покрытия или на бездорожье. На бездорожье наибольшую опасность для ног спортсменов-кроссменов представляют скручивание (излом, вывих) голеностопа, а также удары о препятствия и камни, летящие из-под колес. Как следствие, эти ботинки должны быть жесткими, чтобы предотвратить излом, а также иметь защитные покровы, поглощающие удары. Кроссовые сапоги изготавливаются из толстой кожи и пластика, эти материалы сами по себе имеют высокие прочность и жесткость. Кроме того, многие производители дополнительно усиливают каркас специальной металлической дугой. Пятка и мысок защищены колпаками, пластиковыми или металлическими. Подошвы - жесткие и толстые, с небольшим каблуком. На мыске почти всегда имеется металлическая окантовка, а на голени размещается крупный пластиковый элемент для защиты части ноги от ударов. Кроссовые мотоботы так же, как и шоссейные, снабжены вставным сапожком и жесткими утягивающими застежками, надежно фиксирующими ногу. Они представляют собой пластиковые ремни, которые надеваются на фиксирующую пряжку. На всех моделях обычно присутствует одна и та же конструкция буклей - рифленый ремешок и оттягивающая защелкивающаюся пряжка. Часто внедорожная обувь позиционируется как водонепроницаемая. Минус в том, что материалы, из которых изготавливаются ботинки - кожа, синтетика - создают такой толстый и прочный слой, что через него не проходит не только влага, но и воздух. А вот с обратной стороны дело обстоит не так хорошо - несмотря на влагостойкость материалов, сама конструкция и способ применения обуви дают возможности для проникновения воды внутрь через голенище. Следствие влагостойкости - плохая вентилируемость. Модели с перфорацией непригодны для использования в грязи, поэтому перфорированные участки имеют только модификации для супермото или суперкросса. Для защиты же ноги от перегрева приходится использовать отвод влаги от кожи с помощью внутреннего мягкого сапожка с мембранным слоем (вариантом для начинающих могут послужить обычные шерстяные носки). Кроме того, такой сапожок дает дополнительную амортизацию при ударах.
Внедорожные ботинки считаются узкоспециализированными и их использование не рекомендуется в городских условиях по нескольким причинам: 1) отсутствие специальной защиты от стирания; 2) неудобность при ходьбе - длительное ношение может доставлять и дискомфорт, и перегрев; 3) если ботинки высокие, то они рассчитаны на внедорожную посадку - на дорожных же мотоциклах в них будет не очень удобно.
Обувь для кросса традиционно считается очень жестко фиксирующей ногу, но фиксация и ограничение подвижности голеностопного сустава в этих мотоботах ниже, например, чем в горнолыжной обуви. Ощущение каменных ног может быть из-за слишком сильного затягивания буклей или просто тяжёлого веса самих ботинок. Относительно того, как ботинки сидят на ноге, они должны иметь хорошие крепления, плотно облегать ногу и не давить ни с одной из сторон - ведь они практически не разнашиваются и неправильно подобранный размер может стать причиной травм.
Выпускаются также мотоботы для езды на мотоциклах-эндуро, их отличие от кроссовых - отсутствие металлических набоек на мыске и чуть большая степень свободы ноги. В них существенно ниже угроза растяжения связок и переломов голеностопа, малых и больших берцовых костей и костей стопы во время скручивающих и ударных нагрузок. Энергопоглощающая стелька и жесткая подошва снижает и перераспределяет нагрузку на стопы во время приземления после трамплинов.
Выбирая для себя кроссовую экипировочную одежду, помните, что мотоэкипировка всегда должна соответствовать уровню опасности, именно из этого нужно исходить при выборе. Мотокросс является очень захватывающим видом спорта - и в то же время травмоопасным. В хорошей экипировке вы сможете получить больше удовольствия от езды, так как заранее исключите большинство раздражающих факторов.